Процесс адаптации

Процесс адаптации

Для того чтобы избежать последствий слишком больших перемен, некоторые «реформаторы» прибегают к известной схеме, при которой старое вино вливают в новые мехи, иначе говоря, первые две трети программы ведут обучение по прежней немецкой системе и называют это обучением на бакалавра, а содержание последней трети называют обучением на степень магистра (разбавляя некоторыми незначительными новыми требованиями к профессиональной подготовке). Будет ли такая практика обнаружена и прекращена агентствами по аккредитации, покажет время.

Процесс адаптации мог бы быть ускорен рынком. Скорее всего, студентов привлекут болонскими обещаниями более высокой мобильности, более легкой сопоставимости и упрощенного доступа на европейский рынок труда благодаря новым дипломам — если только эти политические обещания будут выполнены, и им не будет препятствовать национальная политика с целью защиты университетов и выпускников от нежелательной конкуренции.

Немецкие университеты и их кафедры политической науки сталкиваются с дополнительными проблемами, также нашедшими отражение в Болонском процессе. Во-первых, рост численности студентов не сопровождается адекватным увеличением ресурсов. В то время как государство настаивает на увеличении университетами количества студентов, оно не хочет или не может предоставить необходимые средства на оплату возрастающей учебной нагрузки.