Интеллектуальный подход к явлениям политической жизни

Интеллектуальный подход к явлениям политической жизни

Интеллектуальный подход к явлениям политической жизни сопровождал политическую практику на протяжении периода существования эллинистической космосистемы даже в ее «темные» периоды: в начале римского деспотизма (II в. до н.э. — I в. н.э.), во время становления христианства в Византии (VII—VIII вв.) и особенно в начале периода османской деспотии (XV-XVII вв.). В принципе такое положение сохранялось, поскольку антропоцентрические основания эллинистической космосистемы (особенно «корыстолюбивая» экономика и автономный город) оставались незыблемыми, деспотическая логика центральной власти или переориентация интеллектуальных интересов (в период развития христианской доктрины) в основном оказывали влияние на самобытность политической мысли, но не на политическую практику или философские соображения относительно политики.

Великим поворотным пунктом возрождения эллинистического гуманизма стала победа иконолатрии в Византии (VIII—IX вв.). Политическая философия, а в более широком смысле подход к политическим явлениям вновь стал динамично развиваться, вышел на первый план и превратился в привилегированную область интеллектуального интереса. Это стимулировало изучение сути проблемы в публичном университете Константинополя, а также в школах или интеллектуальных кругах, откуда рекрутировались функционеры государства и общества.