Длительный политический и идеологический процесс

Длительный политический и идеологический процесс

Данная проблема методически примыкает к теме обзора и в том плане, что христианизацию Руси нельзя ограничивать актом официального принятия христианства в 988 г. , но следует рассматривать как длительный политический и идеологический процесс, в котором рудименты язычества, как показывают последние работы Б. АРыбакова, ЯНЩапова и др., были нс только живучи, но и действенны. Плодотворным в данной связи является изучение народной культуры, идеологии, демографических процессов переломных периодов. Фактически продолжением дискуссии по проблеме «Образ другого”, Начатой на конгрессе в Штутгарте, стало параллельное обсуждение внешнеполитических вопросов византийской истории и культуры на пленарных заседаниях конгресса в Вашингтоне по темам Византия и арабы» и «Византия и славяне». Фактически продолжением дискуссии по проблеме «Образ другого”, Начатой на конгрессе в Штутгарте, стало параллельное обсуждение внешнеполитических вопросов византийской истории и культуры на пленарных заседаниях конгресса в Вашингтоне по темам Византия и арабы» и «Византия и славяне». По первой из них, имеющей существенное методическое значение для темы настоящего обзора, в докладе У. Кэги (США) обсуждалась проблема «Граница: барьер или мост?

«). Анализ византино-арабских отношений показывает двойственно- противоречивое воздействие установления границы между христианским и мусульманским миром. С одной стороны, запрет арабам переходить Евфрат сдерживал торговлю, с другой — население приграничных областей не прекращало контакты с иноземцами. Здесь же происходил обмен пленными, заключение договоров.

К тому же, как показывает анализ, сама граница не была стабильной, но ее направления менялись; в ее непосредственной близи даже возникали буферные государственные образования, не пережившие, правда, и середины VII в.