Этическая система

Этическая система

Повлекло за собой духовный кризис, отразившийся в следующей его дневниковой записи: 28 января 1886: Я столкнулся с тем фактом, что у нас нет, и невероятно, чтобы когда-нибудь появилось, эмпирического свидетельства существования индивидуума после смерти. Скоро, поэтому, моим долгом как разумного существа — и тем более профессионального философа — будет, по-видимому, выяснить, на каких же основаниях должна при этих обстоятельствах человеческая личность строить свою жизнь. Около пятнадцати лет назад, когда я писал книгу об этике, я был склонен разделять мнение Канта, что мы должны постулировать вечное существование души, чтобы обосновать ту гармонию долга с личным счастьем, которая казалась мне обязательной для разумной моральной жизни. Во всяком случае я думал, что мог бы предварительно постулировать это на время, пока буду вести серьезный поиск эмпирических доказательств. Если я прихожу к выводу, что поиск ни к чему не привел, должен ли я решительно и окончательно принять этот постулат? Могу ли я поступить так, последовательно сохраняя верность всему моему представлению об истине и способе ее достижения? И если на каждый из этих вопросов я отвечаю «нет», есть ли у меня вообще какая-либо этическая система? А если нет, могу ли я оставаться Профессором. Если я прихожу к выводу, что поиск ни к чему не привел, должен ли я решительно и окончательно принять этот постулат? Могу ли я поступить так, последовательно сохраняя верность всему моему представлению об истине и способе ее достижения? И если на каждый из этих вопросов я отвечаю «нет», есть ли у меня вообще какая-либо этическая система? А если нет, могу ли я оставаться Профессором.