Индивидуальное и общественное существование

Индивидуальное и общественное существование

Однако она выполняла ту же функцию, что и традиционная религия. Она придала Вселенной и Истории новый смысл. Каждому из своих адептов она предложила новое понимание его индивидуального и общественного существования, т.е. сотрудничество с другими такими же «прогрессивными», как и он сам, личностями. В дальнейшем она установила скрижали, на которых были перечислены добродетели и пороки, служившие человеку ориентиром в его повседневных поступках.

Она поощряла целеустремленность и объясняла, как человеку действовать в случае неудачи, разочарования и возникших трудностей. Она поощряла целеустремленность и объясняла, как человеку действовать в случае неудачи, разочарования и возникших трудностей. Эта светская религия сформировала новый в истории человечества этос, породила новый дух — «дух капитализма».

Можно быть уверенным, что этот дух не имел бы такого значения в истории без одновременного развития определенных общественных институтов. Если рассматривать каждый из этих институтов в отдельности, то ни один из них не был совершенно новым, ранее неизвестным. Если бы их не наполнял этот новый дух, в целом они могли бы сформировать культуру и экономику, весьма отличную от тех, которые свойственны демократическому капитализму.

Вебер, однако, не утверждал, будто только определенный дух стал причиной становления системы этих институтов или, наоборот, что их становление стало причиной формирования человеческого духа, овладевшего однажды большинством людей.