Изменение существующего положения в стране

Изменение существующего положения в стране

Главное в воззрениях указанных философов, что импонировало умонастроению восточной интеллигенции, искавшей пути решения жизненно важных проблем своих народов,— свобода и самостоятельность индивидуума, сила его характера, активность сознательной деятельности, т.е. то, что веками подавлялось в странах Востока и налагало печать на застойность их исторического развития. «Сегодня,— писал Ли Дачжао,— когда Китай едва сохраняет свое существование. нам не следует обращаться к пассивному детерминизму с бурными духовными порывами, по Ницше. Надо исходить из теории свободы воли, энергично идти вперед, менять окружающий мир, чтобы он соответствовал желаемому. Таковы приоритеты, согласно „Творческой эволюции Апри Бергсона» Таковы приоритеты, согласно „Творческой эволюции Апри Бергсона».

Ли Дачжао, критикуя Чэнь Дусю за недооценку роли патриотизма, предлагал свое понимание роли интеллигенции в политической жизни страны. Чэнь Дусю, призывая молодую интеллигенцию учиться, овладевать знаниями и выжидать удобных условий, когда она сможет применить их в практической деятельности, на деле тем самым отстаивал идею отхода образованной молодежи от политики и обрекал ее на пассивное выжидание. В отличие от него Ли Дачжао, подчеркивая положительную роль активности, решительно призывал китайцев, особенно образованную молодежь, включиться в политическую борьбу за изменение существующего положения в стране.

В данной связи он подчеркивал необходимость развития патриотизма как фактора, повышающего уровень самосознания людей. Соответственно главную причину кризисного положения Китая Ли Дачжао видел не во внешнем, а во внутреннем факторе. Если сегодня, писал Ли Дачжао, стать на самоубийственный путь отказа от активности, «то это приведет к гибели людей и к захирению государства, и стране поистине не останется ни малейшего шанса на спасение.