Изучение народных движений

Изучение народных движений

В нашей стране хорошо известны работы Д Матьеза, Ж. Лефевра, А Собуля, К Хилла, Э Хобсбома и других историков этого направления. В одном ряду с ними находится имя и Джорджа Рюде, автора нескольких широко известных книг, посвященных различным аспектам пстории народных движений в Англии и Франции в XVIII—первой половине XIX в. Естественно, может возникнуть вопрос, почему Рюде из всех возможных вариантов названий своего переходящего из книги в книгу коллективного героя — участников народных волнений — предночел слово «толпа» (crowd). Толпа — это нерасчлепенпая общность людей, образовавшаяся на улице, па рыночной площади, на большой дороге, часто стихийно и по неожиданному поводу. Толпа — это нерасчлепенпая общность людей, образовавшаяся на улице, па рыночной площади, на большой дороге, часто стихийно и по неожиданному поводу.

Таким образом, при выборе названия для своего коллективного героя Рюде был не только логичен, но и в высшей степени историчен: возмущенная «толпа» и ее действия наиболее полно передают историческую специфику народных движений в интересовавший его период. Итак, «толпа» — это выражение социального протеста низов, момент их открытых социальных действий, их гласности. Поведение возмущенной «толпы» — своеобразный ответ на широкий круг сложнейших вопросов, относящихся не только к социальным реалиям, но и к менталитету народных низов, во всех случаях составлявших ее ядро: понимание ими причин и следствий происходящего, их представления о носителях зла, о способах восстановления «справедливости» и т. д и т. п. Не будет поэтому преувеличением утверждать, что изучение народных движений во все эпохи, и в частности в XVIII—начале XIX в. , — одна из труднейших исследовательских задач в истории, особенно если учесть крайнюю скудость документальных источников, отражавших как пренебрежительно высокомерное отношение к «толпе» власть имущих, так и историческую ограниченность, полное непонимание «чинами» и «нейтральными» свиде8 гелями сути происходящего.