Классическое исследование вопроса

Классическое исследование вопроса

Сам же Ци Сы-хэ отмечает, что «в надписях на ритуальных сосудах. свидетельств о получении прав (симин) на уделы владетельными князьями достаточно мало».В первом происходящая церемония отмечена большей торжественностью и изысканностью, чем те, что описаны на бронзе. Неясно лишь, означает ли это, что надписи намеренно кратко рассказывали о них, или же что к 632 г. до н э ритуал значительно усложнился Заметим также, что в 632 г. до н э ритуал значительно усложнился Заметим также, что в 632 г. до н э чжоуский ван даровал титул «гегемона над всеми владетельными князьями» Цзин-гуну, тем самым просто признавая тот статус, которым тот уже обладал, равно как и то, что Цзин-гун в ту пору обладал властью и могуществом значительно большими, чем чжоуский ван. В одной из надписей таковая клятва, видимо, все же присутствует, однако не в качестве неотъемлемой части самой церемонии, а как некое заключение, венчающее текст надписи. Однако хотя относительно содержания надписи выдвигались различные предположения, никто из исследователей, очевидно, не склонен полагать, что в ней речь идет именно о даровании удела.

В «Цзо чжуань» зафиксирован эпизод, о котором мы уже говорили чуть выше, когда цзиньский Вэнь-гун, получив полномочия от чжоуского вана, в изысканных выражениях подтверждает свою преданность ему (но не дает клятвы). Однако, учитывая ситуацию периода Весен и Осеней, это, скорее, следует воспринимать как иронию, ведь чжоуские ваны в ту пору были фактически бесправными. «Классическое» исследование этого вопроса, на которое ссылаются до сих пор, принадлежит Э. Шаванну.

Шаванн действительно был великим ученым, но он написал свой труд в 1910 году, т.е. до начала самой, безусловно, продуктивной половины столетия, в смысле археологических раскопок и находок, за всю историю изучения Древнего Китая.