Комбинации инвариантных компонентов социальной системы

Комбинации инвариантных компонентов социальной системы

Каждая цивилизация полагается внутренне специфичной, эволюционирующей и вместе с тем сохраняющей свое качественное своеобразие. Взаимодействие между цивилизациями, или культурами, понимается главным образом как их внешнее соприкосновение на временных и географических границах. В качестве основы индивидуальной устойчивости цивилизации полагаются духовные ценности, принципы, якобы предопределяющие и предназначение общества, и решение стоящих перед ним задач, и его обособление из ряда других. Характерны в этом отношении позиции А Тойнби.

Рассудочная точка зрения представлена и концепцией структурализма. Рассудочная точка зрения представлена и концепцией структурализма. Структурализм выдвигает идею, согласно которой общественная эволюция объясняется комбинациями инвариантных компонентов социальной системы.

Не случаен столь большой интерес структуралистов к так называемым «примитивным обществам». Именно в них они видят первопроизводителей культуры. Новые результаты дают комбинации одних и тех же элементов.

История в целом не может быть представлена с точки зрения структурализма как единое целое, с ее объективными законами качественных переходов от одной системы к другой. Неразрешимой теоретической проблемой становится противоречие между стабильностью, устойчивостью структуры и ее качественным изменением.