Кульминация неизменного наследия позитивизма

Кульминация неизменного наследия позитивизма

Поскольку «позитивное» подразумевает акцент на важности научно достоверного знания, позитивизм использовал социальную науку как риторику, которая в состоянии обеспечить основу для достоверности представлений и привести к согласию в обществе. Он провозглашал «конец идеологии» под видом «конца метафизики». Другими словами, позитивизм предполагал, что наука в состоянии преодолеть идеологический разброд и несходство мнений. В этом духе Конт полемизировал с протестантской концепцией неограниченной свободы совести, полагая, что она приведет каждого человека к собственным, отличным от других, выводам и, тем самым, к идеологической неразберихе. Эта разобщающая свобода совести должна, с точки зрения Конта, быть дополнена верой в авторитет науки, которая восстановит утраченное согласие в обществе и снова сделает общество единым.

Эта разобщающая свобода совести должна, с точки зрения Конта, быть дополнена верой в авторитет науки, которая восстановит утраченное согласие в обществе и снова сделает общество единым. Таким образом, в позитивизме Конта проявилось такое же восхищение единством и сплоченностью общества, как и восхищение непреходящей, хотя и скрытой полезностью существующих институтов, что стало впоследствии характерным для Эмиля Дюркгейма и А. Р Радклиффа-Брауна Кульминация этого неизменного наследия позитивизма была достигнута в структурном функционализме Толкотта Парсонса, который совершенно справедливо превозносит Э. А Шилз как теорию «консенсуса». Отстаивая порядок и прогресс, сторонники Конта по необходимости искали прогресс в рамках институтов собственности среднего класса и нового индустриализма, которые они рассматривали как в основном разумные, даже если еще и несовершенные.

В этой преемственности глубоко оптимистических настроений и доменных предпосылок на уровне инфраструктуры современный функционализм является законным наследником социологического позитивизма девятнадцатого века.