Культурное развитие народов

Культурное развитие народов

Представители господствовавшего дворянско-крепостнического класса во главе с самодержавием выступали душителями передовых идей и культуры, всеми средствами поддерживая реакционную идеологию. Мракобесие Голицыных и магницких в области просвещения, жандармский террор во внутренней политике, уваровская триада в философии, преклонение перед, иностранщиной — все это характерные особенности «культуры»’ крепостничества. Но никакие темные силы не могли остановить развитие про-грессивной общественной мысли и культуры, на формирование которых большое влияние оказало революционное движение в. России Элементы демократической культуры, отражавшие интересы угнетенных масс, развивались под непосредственным воздействием А. Н Радищева и его последователей, затем декабристов, великих русских писателей А. Н Радищева и его последователей, затем декабристов, великих русских писателей А. С Пушкина, М Ю Лермонтова и Н В Гоголя и, наконец, революционных демократов В. Г Белинского, А И Герцена, Н Г Чернышевского и Н. А Добролюбова Несмотря на реакционную политику, проводимую царским правительством, особенно в национальных районах страны, культурное развитие народов Казанского края в течение первойполовины XIX века также продвинулось вперед. Это вызывалось, конечно, не стремлением правящей верхушки поднять культуру народных масс, а потребностями экономического развития страны. Для целей управления, для руководства хозяй ством, даже для проведения колониальной политики необходимы были достаточно образованные и грамотные люди.

Создание в Казани еще во второй половине XVIII века гимназии, учреж-дение в 1804 году университета, открытие типографии имели большие последствия для развития культуры края. Культура первой половины XIX века была, в основном, по-прежнему дворянской, но в связи с укреплением капиталистического уклада и кризисом крепостничества весьма заметны стали ростки культуры буржуазной и демократической.