Марксистская позиция критиков

Марксистская позиция критиков

Тем не менее марксистская позиция этих критиков не отличалась цельностью, что нередко придавало их заявлениям двусмысленный характер. Особенно зримо это пронзилось у М Неведомского. Так, в статье «О современном удожестве», рассматривая модернизм, он объяснил его ем, чю русская интеллигенция устала от идейного нсчуества. Пли приведем другое, не менее двусмысленное ужденне.

Резко осудив модернистские стремления гальванизировать труп религии, М. Резко осудив модернистские стремления гальванизировать труп религии, М. Неведомскнй вместе с тем аявнл: бывают эпохи снобизма, эпохи стремления нскус, гва сделаться самоцелью, когда оно утрачивает свой «решгнозный характер». При этом он указывал, что употребил понятие «религиозный» в широком смысле, без отношения к мистике.

Но эта оговорка была малоубедительна, югда как дальнейшие его рассуждения еще более углубили возникшее недоразумение. Декаденты, заявил Л Неведомский, «сами всегда тоскуют именно по искусству религиозным содержанием, сами жаждут того, что французы называют grand art»16. И далее: растущий класс стремится к искусству, которое служит могущественным орудием познания мира, объединяющим человечество в правильном понимании «роковых сторон бытия». «В этом смысле рост демократии является синонимом обновления искусства.