Ограниченность социально-политической позиции Гегеля

Ограниченность социально-политической позиции Гегеля

Это объяснялось не только ограниченностью социально-политической позиции Гегеля, диктовавшей ему глубоко порочные оценки: преувеличение роли «германского духа» в истории мысли и тенденциозное принижение философии и культуры других народов. Главное в том, что сама гегелевская концепция (в которой история философии сливалась с философией, историческое подчинялось логическому, а каждое философское учение рассматривалось лишь как часть общей схемы и жестко прикреплялось к какой-либо одной категории) исключала анализ национальной формы философии. История философии выступала у Гегеля как саморазвитие идей; внешние условия (к числу которых относятся элементы, составляющие национальную форму) не учитывались в силу самой логики гегелевской системы.

В русской домарксистской истории и историографии философии проблема национальной формы философских учений являлась одним из объектов острых идейных столкновений, борьбы дворянско-буржуазной и демократической линий историко-философской науки. Можно кратко отметить некоторые тенденции в освещении вопроса о национальной специфике, характерные для русской домарксистской историографии философии.

Первая из них — чисто богословская, рассматривавшая всю русскую философскую мысль с позиций откровенной религиозности. Первая из них — чисто богословская, рассматривавшая всю русскую философскую мысль с позиций откровенной религиозности.