Плод политического волюнтаризма

Плод политического волюнтаризма

Датировка по ВГВасилсвскому и В.Р.Розену было акцией, не враждебной империи ( как излагают дело древнерусские источники, опирающиеся на относительно позднюю «Корсуньскую легенду”), а напротив, — предпринятой в союзе с Василием II, поскольку херсонеситы, как полагает исследователь, поддержали мятежного Варду Фоку Согласие Константинополя на скандальный брак ”варвара“ Владимира с «Порфирогенитой» вовсе не было вырвано силой оружия, а являлось инициативой самого византийского двора. В то же время «император был далек от мысли действительного обращения Руси в христианство” Признание христианства официальной, государственной религией было актом сознательного выбора киевского князя и его окружения, умело использовавшего политическую конъюнктуру для достижения своих целей. Будь Крещение плодом политического волюнтаризма Константинополя, Русь была бы обречена на языческую реакцию. Будь Крещение плодом политического волюнтаризма Константинополя, Русь была бы обречена на языческую реакцию.

Но этого не произошло, так как решительный шаг, предпринятый Владимиром, был подготовлен более чем столетней историей проникновения христианских представлений на Русь, ростом их влияния при киевском дворе. Древнерусское общество обладало уже достаточной социальной и идеологической зрелостью для принятия новой религии Представления об общественной и политической первобытности языческой Руси, об обновлении древнерусского общества как заслуге исключительно только христианства сейчас уже невозможны. Христианство было принято по инициативе социальной группы, которая отдавала себе полный отчет в своих политических целях и средствах их достижения и которой была совершенно чужда мысль о какой бы то ни было политической или культурной изоляции.