Проблема национальной формы философии

Проблема национальной формы философии

В ней проблема национальной формы философии, по существу, вообще снимается, ибо сама философия понимается как придаток богословия, лишается своеобразия. Философия полностью растворяется в православной религии, и тем самым вопрос о ее национальной специфике подменяется вопросом об отличительных чертах православия как ветви христианства. Другую тенденцию, теоретически связанную с первой, представляют славянофилы в своих историко-философских построениях (Хомяков, И. Киреевский), а также идеологи так называемой «философии православия» 60—70 годов XIX века (Гогоцкий, Новицкий, Юркевич).

Национальное своеобразие философских учений А. Национальное своеобразие философских учений А. Хомяков видел в своеобразии форм религиозного сознания, резко отграничивая православие от католицизма. Он возводил эту границу в принцип, придавая ей в известной степени национально-религиозную окраску, объявляя западное, «аналитическое» сознание внутренне враждебным «славянскому», «русскому» сознанию, которое неправомерно отождествлял с православной догматикой.

Национальное своеобразие русской философии идеалисты 60—70 годов XIX века видели в философском обосновании православия: в преданности монархии, в глубокой религиозности народа. Антинаучность этих посылок, извращенное в духе интересов господствующего класса толкование потребностей русского народа полностью исключили даже отдаленное приближение (возможное и в рамках домарксистской философии) к пониманию вопроса о национальном своеобразии философских и социально-политических учений.