Рабская покорность народа правителю

Рабская покорность народа правителю

Чэнь Дусю противопоставил патриотизм самосознанию и объявил его отрицательным фактором в тогдашних условиях Китая, якобы закрепляющим рабскую покорность народа своему правителю. Возражая ему, Ли Дачжао показал, что не патриотизм, а пессимизм ослабляет дух борьбы и мешает усилиям в движении вперед к изменению положения. Патриотизм же способствует формированию национального самосознания. «Смысл самосознания,— писал Ли Дачжао,— в том, чтобы преобразовать дух, на котором стоит государство, добиваться создания такого государства, которое можно было бы любить, и любить его, ибо не следует отвергать государство и отказываться от любви к нему из-за того, что другие государства недостойны любви. И нашему народу не следует предаваться самоуничижению из-за того, что у нас никогда не было государства, которое заслуживало бы любовь, и становиться народом без родины, прославившись отсутствием способности построить государство, заслуживающее любовь.

И нашему народу не следует предаваться самоуничижению из-за того, что у нас никогда не было государства, которое заслуживало бы любовь, и становиться народом без родины, прославившись отсутствием способности построить государство, заслуживающее любовь. Ведь государство создается людьми Мир обширен, им управляет сам человек; в нем вместе с другими подобными себе он и может создать государство» (с. 68) Утверждая, что патриотизм является активной творческой силой, Ли Дачжао ссылается на концепцию «свободы воли» А. Бергсона как отражение активного творческого начала в человеке. Во время своей учебы в Японии Ли Дачжао оказался в гуще горячих дискуссий вокруг проблем, связанных с трудами западных философов Ф. Ницше, Р Эмерсона, А Бергсона и др., бывших тогда в моде на Востоке.