Раскол в конгрегационалистской церкви

Раскол в конгрегационалистской церкви

Таким образом Чаннинг, никогда, по его собственным словам, не стремившийся стать основателем какой-либо секты, внезапно оказался лидером движения, результатами которого явились раскол в конгрегационалистской церкви и образование новой деноминации. В своей программной проповеди Чаннинг обрушился на тринитарианский кальвинизм: «Мы выражаем наше несогласие с доктриной о троице, которая, не удовлетворившись представлением бога в трех лицах, утверждает, будто Христос един в двух лицах. Тем самым нас вводят в заблуждение относительно природы Христа и выставляют христианство не только в искаженном виде, но и как противоречащее здравому смыслу» .

Как видим, Чаннинг, подобно своим предшественникам, выдвигал богословские вопросы, вновь и вновь ставя под сомнение догмат о троице — о существовании бога в трех ипостасях: бога-отца, бога-сына и бога-духа святого. Он решительно опровергал и догмат о единосущности бога-отца и бога-сына (Христа), считая это выражением двоебожия. Он решительно опровергал и догмат о единосущности бога-отца и бога-сына (Христа), считая это выражением двоебожия.

«Существует один бог и только один», — заявлял Чаннинг. С этим утверждением было тесно связано отрицание божественной природы Христа, который, по мнению теолога, является не более как посредником между богом и людьми.