Разнородное государственное образование

Разнородное государственное образование

Именно «византийская модель» могла обладать особой привлекательностью для киевской «правящей верхушки», потому что наглядно демонстрировала в какой мерс единство религии способно скрепить этнически разнородное государственное образование. Именно в этом сымслс возможно утверждать, пишет А. Поппэ, что «X и XI вв имели решающее значение для образования единой древнерусской народности (natio), при котором влияние новой идеологии играло отнюдь не второстепенную роль». Этот национально-интегрирующий момент, радикально ускоривший славянизацию неславянских компонентов- внутри господствующего класса, как считает А. Поппэ, сильно недооценен в историографии А. Поппэ, сильно недооценен в историографии А. Поппэ настойчиво подчеркивает, что взаимопереплетение социально-интегрирующего и культурно-идеологического моментов в новой государственной религии отчетливо сознавалось древнерусскими политиками. Поэтому автор принципиально возражает против распространенного представления, подкрепленного авторитетом таких крупных специалистов, как ФДворник и Д. Оболенский ), будто крещение Руси было главным образом делом рук Византии.

Официальное присоединение Руси к «христианскому сообществу» (la communaule chretienne)произошло в связи с вмешательством киевского князя во внутриполитическую борьбу в изантийской империи в момент, крайне опасный политически для власти василевса Василия II. Иными словами, время и обстоятельства крещения Владимира Святославовича были обусловлены конкретной политической ситуацией. А.Поппэ предпринял детальный сравнительный анализ всей совокупности источников, в которых эта ситуация отразилась. В результате автор пришел к выводам, в ряде случаев резко расходящихся с общепринятыми до тех пор.