Социальный антагонизм — продукт истории

Социальный антагонизм — продукт истории

Но она получает различное конкретно-историческое выражение в зависимости от условий места и времени. Социальный антагонизм — продукт истории. Этот антагонизм воспринимается как противоположность свободы и рабства в силу того, что именно такова была его первая развитая конкретно-историческая форма. Рабы выполняют необходимую часть жизнедеятельности свободных людей.

Вместе с тем эта жизнедеятельность для них безразлична. Они не видят в ней какого-либо смысла, ибо ее смысл отчужден от них. Они не видят в ней какого-либо смысла, ибо ее смысл отчужден от них. Рабы, как правило, выполняют самую тяжелую физическую работу. Но, как показал исторический опыт, рабы могут заниматься военными упражнениями и интеллектуальной деятельностью.

Однако даже деятельность, которая являлась признаком свободного человека, не делала раба свободным в силу того, что цель этой деятельности не была собственной целью раба. Раб лишается возможности выражения собственных устремлений и целей, становясь говорящим орудием. Свою человеческую сущность он может выразить лишь в сопротивлении использованию себя как раба. И чем шире масштабы применения рабского труда, тем больше усилий и материальных ресурсов вынуждено затрачивать общество на сохранение своей структуры. Тем самым структура сама во все возрастающих размерах пожирает общественные ресурсы и все более теряет историческое оправдание как форма организации общественной жизни вообще.