Социально-политические и культурно-идеологические последствия принятия христианства

Социально-политические и культурно-идеологические последствия принятия христианства

Позитивные социально-политические и культурно-идеологические последствия принятия христианства не вытекали непосредственно из самой мировоззренческой сердцевины православия, ориентировавшей своих последователей на ценности потустороннего мира. Они, эти последствия, связаны с теми сторонами идеологии и практики православия, которые представляли собой включенные в его сферу и соответствующим образом осмысленные, переработанные элементы социально-политических, нравственных, эстетических норм и основанной на них практики. Иными словами, православие, принятое на Руси, сыграло роль носителя, агента тех идей и практических достижений в сфере политической жизни и культуры, которыми располагала Византия. Исторически прогрессивный характер социальнокультурных последствий введения христианства нельзя переводить в плоскость морально-пуманистических оценок.

Исторически прогрессивный характер социальнокультурных последствий введения христианства нельзя переводить в плоскость морально-пуманистических оценок. Эти последствия не только не означали роста человечности, доброты во взаимоотношениях между эксплуатируемыми и эксплуататорами, но, скорее, напротив, способствовали ускоренному созреванию и обострению классовых антагонизмов. Мера гуманности христианства определялась мерой гуманизма общества, в котором оно возникло и эволюционировало, т.е. рабовладельческого и феодального.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла эру подлинной истории человечества. Она положила начало освобождению трудящихся от бедствий, страданий и унижений, порожденных отношениями социального неравенства и эксплуатации.