Становление христианства на Руси

Становление христианства на Руси

Приселкова с источниками, так и отдельные положения его концепции сразу вызвали и еще долго вызывали критику со стороны многочисленных ученых (в том числе и такого авторитета, как А. А.Шахматов), систематический пересмотр всего комплекса поднятых им проблем, связанных со становлением христианства на Руси, с политикой великокняжеской власти по отношению к церкви в первые два столетия ее существования, был начат только полвека спустя трудами польского историка (ныне профессора Исторического института Варшавского университета) Анджея Поппэ. Первые результаты исследований, проведенных ученым в 60-е годы, были обобщены им в книге “Государство и церковь на Руси в XI в. “; дальнейшее развитие и утяжения эти выводы получили в его работах последующих полутора десятилетий. Изданный в 1982 г лондонским издательством “Variorum” сборник статей А. Изданный в 1982 г лондонским издательством “Variorum” сборник статей А. Поппэ под общим заглавием “Становление христианской Руси” – по сути монолитный монографический труд, в отдельных статьях-главах которого в хронологическом порядке освещены практически все узловые моменты церковно-политической истории Руси X-XI вв. – периода, когда “христианство становится активным созидательным фактором (a vital creative factor) в происходивших тогда процессах преобразования древнеруского общества”. Сильной стороной работ польского историка является сравнительный, осуществляемый на междисциплинарном уровне источниковедческий анализ, в котором он по праву видит “основной путь углубления изучения древней русской истории” на современном этапе развития науки и который обеспечивает большинству его выводов фундированность и долгую жизнь, позволяя говорйть о современном, качественно новом уровне изучения первых веков древнерусского христианства.