Цепь абсолютной детерминированности

Цепь абсолютной детерминированности

Как известно, кальвинизм утверждал, что все люди по природе склонны к греху и избрание одних ко спасению, а других к проклятию есть акт суверенной воли бога, который совершает его во имя высших целей и к своей «бесконечной славе». Теологи «новой школы» попытались ослабить цепь абсолютной детерминированности и показать, что проклятие и наказание отнюдь не фатальны. В своей проповеди «Concio ad Clerum» («Обращение к духовенству») Н. Тейлор утверждал, что «моральная испорченность» действительно свойственна природе человека, но грех — это результат свободного выбора, и господь наказывает лишь грешника, «избравшего зло по собственной воле». «Его грех есть его собственный грех, совершенный им по своей воле и своему выбору»,— говорил Тейлор ш. «Его грех есть его собственный грех, совершенный им по своей воле и своему выбору»,— говорил Тейлор ш. Этим признанием «свободной воли» теологи «новой школы», конечно, бросали вызов ортодоксальному кальвинизму, за что и были обвинены в арминианстве.

Однако в практике ривайвелизма начала XIX в. новые положения получили признание, и проповедники на массовых религиозных собраниях активно использовали главный тезис этой школы — грех неизбежен, присущ человеку, но в совершении его нет фатальной необходимости, каждый всегда имеет возможность поступить вопреки своей греховной природе и тем спасти свою душу.